Как выбрать электроагрегат
Эта статья написана для тех, кто хотел бы выбрать хороший электроагрегат, но не знает, как это сделать правильно. В этой статье мы хотим поделиться с вами нашим 18-тилетним опытом работы с электроагрегатами (с 1995 года).
Прежде всего давайте определимся с терминологией. Русский язык чрезвычайно богат, поэтому в литературе или в интернете (даже на этом сайте) вы можете встретить много названий одного и того же устройства: электростанция (бензиновая, газовая или дизельная), миниэлектростанция, дизельная (газовая, бензиновая) установка, дизельный (газовый, бензиновый) электроагрегат, дизельная (бензиновая) генераторная установка (ДГУ или БГУ), дизельная электростанция (ДЭС), дизель-, газо- или бензо-генератор, электрогенератор или просто генератор. Все эти понятия означают автономную систему, состоящую из стальной рамы, на которую устанавливается двигатель внутреннего сгорания, на валу которого закреплён генератор переменного (или постоянного) тока для выработки электричества. В английском, относительно бедном, языке, всё намного проще: вся установка, чаще всего, называется Diesel или Petrol (Gasoline) Generator (дизельный или бензиновый генератор) или GenSet (Generator Set, генераторная установка), а устройство, устанавливаемое на валу двигателя и непосредственно вырабатывающее напряжение переменного тока, называется Alternator (альтернатор). В русском языке и отдельный элемент - альтернатор и вся установка в целом могут называться одним словом: генератор или электрогенератор, из-за чего у неспециалиста может возникнуть путаница.
В ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) или в ЕТТ (единый таможенный тариф) в товарной позиции 8502 есть более чёткие, но длинные понятия - установка электрогенераторная с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) или установка электрогенераторная с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием.
ГОСТ Р ИСО 8528-1-2005, также как и созданный на его основе российский ГОСТ Р 53987-2010, вводит понятие генераторный электроагрегат переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания или коротко - элетроагрегат, который состоит из двигателя внутреннего сгорания, генератора переменного тока, аппаратуры управления, коммутационной аппаратуры и оборудования для собственных нужд (системы пуска, забора воздуха и выброса отработавших газов, охлаждения, смазки, топливная система и вспомогательный источник электропитания). В состав электростанции входит один или несколько электроагрегатов и оборудование для собственных нужд, подсоединённая аппаратура управления и коммутационная аппаратура и, при необходимости, место установки (например, здание, специальное оборудование для защиты от атмосферных воздействий). То есть электроагрегат в кожухе или в контейнере с панелью управления и шкафом переключения нагрузки (автоматом включения резерва, АВР) - это уже электростанция.
Итак, вы пришли к тому, что для вашего предприятия (завода, фермы, офиса, банка, магазина и т.д.) важно иметь аварийное или бесперебойное электроснабжение, чтобы из-за перебоев в электросети не потерять информацию, клиентов или прибыль; или просто вы не хотите в своём доме или на даче остаться без света, воды или отопления и решили купить качественный и надёжный электроагрегат. Как это сделать правильно?
Прежде всего нужно заметить, что электроагрегат является лишь частью системы бесперебойного электроснабжения. Система бесперебойного электроснабжения, как минимум, должна состоять из двух элементов: (1) источника бесперебойного питания (ИБП, UPS), который предотвращает скачки напряжения, колебания сети, помехи и при пропадании сети питает нагрузку за счёт ёмкости своих батарей до тех пор, пока электроагрегат (2), который при пропадании сети заводится и прогревается, не будет готов взять нагрузку на себя (для этого ему нужно, в зависимости от внешних условий, установленных опций и настроек панели автоматики, от 10 секунд до 5-10 минут).
Попробуйте сначала определиться, для чего, собственно, вам нужен электроагрегат. Вы хотите полностью зарезервировать свои потребности в электроэнергии или только обеспечить самые необходимые потребности: компьютерную сеть, оборудование, освещение, работу холодильника или кондиционера, поддержку системы отопления и/или сигнализации, водяной насос и т.д.?
Давайте разберёмся с наиболее важными моментами по порядку.
1. Мощность электроагрегата
Для правильного определения требуемой мощности электроагрегата вам следует прочитать статью "Расчёт мощности генератора". Скажу лишь вкратце, что электрическая мощность бывает активная, измеряемая в мВт, Вт, кВт, МВт / mW, W, kW, MW (милливатт, ватт, киловатт, мегаватт) (1 Вт = 1000 мВт, 1МВт = 1000 кВт = 1'000'000 Вт) и полная, измеряемая в мВА (мВ*А), ВА (В*А), кВА (кВ*А), МВА (МВ*А) / mVA, VA, kVA, MVA (милливольт-ампер, вольт-ампер, киловольт-ампер, мегавольт-ампер). Эти мощности между собой соотносятся через коэффициент мощности cos φ (косинус фи). Для электроагрегатов принято, что cos φ = 0.8, то есть Вт = ВА*0.8 или 100 ВА = 80 Вт. Этим часто пользуются недобросовестные продавцы, обманывая неискушённых покупателей. К примеру, мощность электроагрегата 5000 ВА (вольт-ампер), а покупателю говорят, что мощность 5000 Вт (ватт), а на самом деле 5000 ВА * 0.8 = 4000 Вт, то есть вас уже обманули на 1000 Вт или на 20%!
Где вас ещё могут ввести в заблуждение с мощностью?
Мощность электроагрегатов бывает следующих видов:
1). Длительная мощность (Continuous Power или COP): в соответствии с ISO 8528 - это максимальная мощность электроагрегата при работе на постоянную нагрузку без ограничения времени работы за год с перерывами на техническое обслуживание в соответствии с инструкциями изготовителя.
2). Основная мощность (Rated Power, Prime Power, PRP): в соответствии с ISO 8528 - это максимальная мощность электроагрегата при работе на переменную нагрузку без ограничения времени работы в течение года с перерывами на техническое обслуживание в соответствии с инструкциями изготовителя. При непрерывной работе свыше 24 часов средняя допустимая мощность не должна превышать 70% основной мощности. Допускается 10%-ная перегрузка в течение 1 часа из 12 рабочих часов.
3). Ограниченная по времени мощность (Limited-Time Running Power или LTP): в соответствии с ISO 8528 - это максимальная полезная мощность, которую может выдавать электроагрегат в согласованных условиях эксплуатации в течение 500 часов в год с перерывами на техническое обслуживание и процедуры, предписанные изготовителем (время работы со 100%-ной нагрузкой не должно превышать 500 часов в год).
4). Аварийная резервная мощность (Emergency Standby Power или ESP, Standby Power, Maximum Power): в соответствии с ISO 8528 - это максимальная полезная мощность, которую электроагрегат может развивать в определённых условиях эксплуатации при работе на изменяющуюся электрическую нагрузку и обеспечивать её в течение 200 часов в год с перерывами на техническое обслуживание и процедуры, предписанные изготовителем.
Некоторые производители для обозначения мощностей своих электроагрегатов (основной и резервной) используют 2 и 4 варианты, а некоторые - 2 и 3 варианты. Как видите, разница между аварийной (резервной) мощностью у разных производителей (варианты 3 и 4) хоть незначительная, но всё-таки есть.
Опять же, недобросовестный или некомпетентный продавец может выдать аварийную резервную мощность за основную. Здесь можно также запутаться ещё и потому, что различные производители обозначают свои модели электроагрегатов по-разному. Практически у всех производителей в названии модели цифры обозначают приблизительную мощность генератора, только мощность эта разная. Одни производители указывают в названии основную мощность в ВА или кВА, например, электроагрегат Genelec GFW-60 (Франция) имеет основную мощность 60 кВА (аварийная - 66 кВА) и наоборот, электроагрегат Genesal GDDL-140 (Испания) имеет 140 кВА аварийной мощности (основная - 130 кВА). Встречаются и более сложные обозначения. К примеру, японский электроагрегат Elemax SH6500EX имеет 6500 ВА (6,5 кВА) аварийной мощности (основная - 5,8 кВА) на частоте 60 Гц (для Америки и Японии), а у нас на 50 Гц его аварийная мощность будет 5,6 кВА, а основная только 5 кВА. Вот и подумайте, сколько вариантов можно выдать несведущему покупателю? Всё будет зависеть только от компетентности и совести продавца.
Ну и, напоследок, ещё один совет: после того, как вы посчитаете всю свою нагрузку, следует выбрать электроагрегат на 10-30% мощнее расчётной нагрузки. Во-первых, лучше, когда электроагрегат работает не на полной мощности (уменьшается расход топлива и увеличивается срок службы), а во-вторых, будет небольшой запас, как говорится, "на вырост".
2. 400 В или 230 В?
Итак, какой выбрать электроагрегат одно или трёхфазный? Рассмотрим три варианта:
1) У вас на объекте нет 3-фазных потребителей и к объекту подведена 1-фазная сеть. Выбор однозначный - нужен 1-фазный электроагрегат.
2) У вас на объекте нет 3-фазных потребителей, но к объекту подведена 3-фазная сеть с разбивкой нагрузок по фазам. Здесь есть два варианта:
а) можно приобрести 3-фазный электроагрегат и вы вынуждены будете разделить выход на три 1-фазные линии по аналогии с подводкой от внешней сети. Однако такая схема таит в себе неприятность в виде перенапряжения ненагруженных фаз (перекос фаз) и перегрузки одной из обмоток генератора. В случае, если у вас генератор синхронный, то разница в загрузке каждой из обмоток не должна превышать 30%, если генератор асинхронного типа, то не более 60%, что лучше, но не намного, так как это большое неудобство — постоянно подсчитывать, сколько киловатт и на какую фазу (обмотку генератора) надо ещё подключить или догрузить до соблюдения примерной равномерности нагрузки фаз.
б) Вариант второй, более простой и технически правильный, с использованием 1-фазного электроагрегата и 3-фазного АВР (автомат включения резерва, ATS, LTS).
Автомат включения резерва с помощью панели управления производит постоянный мониторинг каждой фазы (каждой линии электропитания) и в случае пропадания хотя бы одной переключает суммарную нагрузку на электроагрегат. Так как все потребители на объекте 1-фазные, то все три фазы соединяются между АВРом и электроагрегатом, (что исключает короткое замыкание в сети) и электроагрегат питает сообща все три фазы сразу. Данная схема позволяет не переделывать заново всю схему электроснабжения, не заботиться о равномерности нагрузки, но осуществима только при отсутствии 3-фазных потребителей. Надо также учитывать, что 1-фазные электроагрегаты выпускаются мощностью до 80-100 кВА и 1-фазные электроагрегаты мощностью от 15 до 100 кВА на 10-20% дороже 3-фазных электроагрегатов той же мощности.
3) У вас на объекте есть 3-фазные потребители и к объекту подведена 3-фазная сеть с разбивкой нагрузок по фазам. Что же делать, когда имеются и 1-фазные и 3-фазные потребители? В этом случае следует либо приобретать два электроагрегата, 1-фазный и 3-фазный, либо использовать один 3-фазный, но внимательно разделять потребителей на три равные по мощности группы и следить за равномерностью нагрузки.
3. Синхронный или асинхронный?
Если у вас есть дорогая аппаратура, компьютерная сеть или оборудование, требовательные к качеству питающего напряжения и вы не используете ИБП или стабилизатор, то вам лучше подойдёт электроагрегат с асинхронным генератором, который выдаёт очень качественную синусоиду (это, конечно, также зависит и от производителя). Асинхронные электроагрегаты встречаются до 10 кВА.
Для аварийного электроснабжения строительных объектов, освещения, холодильных установок, электроинструмента и т.д. вполне подойдут синхронные электроагрегаты. Кроме того, они позволяют подключать приборы и оборудование с реактивной мощностью до 60-65% от номинала, чего асинхронные модели обеспечить не могут (их предел 30%). Зато асинхронные электроагрегаты выдерживают перекос фаз до 60-65%, а синхронные - только до 30%.
К слову сказать, все большие электроагрегаты (свыше 10 кВА) имеют синхронные генераторы и выдают чистое, качественное напряжение не хуже асинхронных генераторов, так как имеют автоматические регуляторы напряжения AVR (не путать с русским сокращением АВР - автомат включения резерва). Да и маленькие бензиновые электроагрегаты с синхронными генераторами большинства известных европейских и японских производителей снабжены такими регуляторами (за исключением совсем уж дешёвых китайских марок).
4. Бензин, дизель и другие виды топлива, виды охлаждения и скорость оборотов двигателя
Прежде чем приступить к изучению вопроса о типах двигателей, видах их охлаждения и скорости вращения, необходимо сначала определить, для каких целей вам нужен электроагрегат и какой мощности. К примеру, если необходимая мощность составляет 20 кВА и выше, то это, однозначно, будет дизельный электроагрегат. Если же необходима мощность до 2-х кВА, то это, однозначно, будет бензиновый электроагрегат. Если же решение о выборе не столь однозначно, или вы хотите полностью разобраться в особенностях выбора, то вам нужно знать следующее.
Прежде всего, все двигатели разделяются по виду охлаждения. Различают два основных типа двигателей: с воздушным и водяным (жидкостным) охлаждением.
- Двигатели с воздушным охлаждением.
Эти двигатели охлаждаются путём обычного теплообмена поверхностей двигателя с окружающим воздухом. Двигатели с воздушным охлаждением бывают:
1). Бензиновые двигатели мощностью от 0,5 до 20 кВт (мощность двигателя - величина механическая, поэтому измеряется в кВт или л.с.). Часто потребители путают механическую мощность двигателя с электрической мощностью генератора.
Все бензиновые двигатели имеют частоту вращения коленвала 3000 об/мин. Бензиновые двигатели имеют небольшой ресурс — от 500 до 2000 моточасов (в зависимости от мощности, категории двигателя и производителя). Многие модели двигателей известных производителей (к примеру, Honda) выпускаются в нескольких вариантах исполнения: для бытового применения, индустриального и специального назначения (у нас, по аналогии: 2 сорт, 1 сорт,..., военная приёмка). Чем выше исполнение, тем больше надёжность и ресурс и тем выше, соответственно, цена. 95-97% продавцов электроагрегатов вообще ничего не знают о категориях двигателей, установленных в продаваемых ими электроагрегатах и даже не задумываются об этом. Стоит отметить, что почти все китайские электроагрегаты имеют двигатели самой низшей категории (других категорий в Китае делать просто пока не умеют, даже по лицензии). Уважающие себя производители устанавливают на свои электроагрегаты двигатели индустриального назначения. По сравнению с портативными дизельными электроагрегатами, бензиновые электроагрегаты той же мощности меньше весят и имеют более легкий старт при низких температурах, они менее шумные и стоят в 1,5-2 раза дешевле, но они пожароопасны (при попадании капли бензина на горячий двигатель возможно возгорание) и потребляют больше более дорогого бензина (450-600 г/кВт*час против 250-350 у дизельных). Больше всего бензиновые электроагрегаты подходят для частых перемещений. Также бензиновый электроагрегат хорошо использовать в качестве резервного источника питания, в случае, если перебои в сети происходят крайне редко.
2). Дизельные двигатели мощностью от 2 до 250 кВт.
Дизельные двигатели могут иметь частоту вращения как 3000, так и 1500 об/мин. Электроагрегаты с дизельными двигателями имеют несколько больший ресурс — от 2'500 до 10'000-15'000 моточасов (в зависимости от мощности, оборотов и производителя). По сравнению с портативными бензиновыми электроагрегатами, дизельные электроагрегаты имеют более тяжелый ручной старт и поэтому на дизельные электроагрегаты более 5 кВА чаще ставят электростартер (запуск ключом зажигания). Дизельные электроагрегаты выдерживают более интенсивные режимы работы, нежели бензиновые. По этой причине их часто применяют на стройках для питания инструмента, а также в качестве резервного источника при частых отключениях электричества. Однако дизельные электроагрегаты стоят дороже бензиновых.
- Двигатели с жидкостным охлаждением.
Эти дизельные двигатели имеют мощность от 4 до 2000 кВт и более и частоту вращения, как правило, 1500 об/мин, но встречаются и чисто "резервные" модели с частотой вращения 3000 об/мин. Двигатели с жидкостным охлаждением и оборотами 1500 об/мин обладают большим ресурсом работы до капремонта, достигающим 20'000 - 40'000 моточасов. На данных двигателях используется жидкостное охлаждение с использованием радиатора (как на автомобиле). Такие двигатели пригодны для круглосуточной работы 365 дней в году, в отличие от двигателей с частотой вращения 3000 об/мин. Электроагрегаты с такими двигателями достаточно тяжёлые, устанавливаются стационарно на специальный фундамент, либо на специальный автомобильный прицеп, также "тихоходные" двигатели значительно дороже "быстроходных", но они менее шумные, более экономичные, намного надёжнее и долговечнее.
Здесь стоит также отметить, что существуют двигатели мощностью от 500 кВт с частотой вращения 1000 об/мин, например Mitsubishi серии "U". Они намного тяжелее и больше своих аналогов с частотой вращения 1500 об/мин и намного дороже, но они сверхнадёжны и экономичны. Также существуют и ещё более тихоходные двигатели в диапазоне мощностей от 1500 кВт до 80 МВт! Они могут иметь частоту вращения 750, 500, 200 и даже 100 об/мин. Чем меньше частота вращения коленвала двигателя, тем больше его ресурс работы. Двигатели с частотой вращения 750-1000 об/мин имеют ресурс работы до капремонта 64'000 - 90'000 моточасов и более. Электростанции на таких двигателях используются в качестве основного источника электроснабжения. Такие двигатели могут работать на природном, попутном, сжиженном или биогазе, на дизельном топливе, растительных маслах и даже на тяжёлых видах топлива (мазут, печное топливо, сырая нефть и т.д.). Также существуют двухтопливные двигатели, работающие на газе и дизельном топливе с возможностью переключения с одного вида топлива на другой прямо в процессе работы.
Для сравнения можно привести ориентировочные данные по массе электроагрегатов с двигателями с различной частотой вращения коленвала: если открытый электроагрегат мощностью 2000-2200 кВА с двигателем 1500 об/мин весит приблизительно 13-16 тонн, то электроагрегат такой же мощности, но с двигателем 1000 об/мин будет весить 29-30 тонн, а с двигателем 750 об/мин - 40-45 тонн.
Ну а, например, электроагрегат мощностью 20'000 кВА (20 МВА) с двигателем 500 об/мин весит более 400 тонн.
К двигателям с жидкостным охлаждением можно также отнести немногочисленную и сравнительно редко встречающуюся группу двигателей средней мощности (12-65 кВт) с масляным охлаждением (например, Deutz, Германия).
5. Выбор исполнения, системы управления и дополнительных опций
Если вы уже определились с мощностью электроагрегата и типом двигателя, вы уже в состоянии купить электроагрегат, который обеспечит все ваши нагрузки качественным напряжением. Но есть ещё дополнительные средства, позволяющие облегчить или улучшить работу электроагрегата, а также повысить удобство работы с ним. Поэтому приступим к выбору необходимого дополнительного оборудования и опций.
Сначала определим, как будет запускаться электроагрегат. Возможны следующие варианты:
- Ручной запуск с помощью шнура. Такой вид запуска бывает на маломощных бензиновых и дизельных электроагрегатах до 8-10 кВА.
- Электростарт. Для запуска такого электроагрегата используется ключ зажигания или кнопка на панели управления.
- Автостарт. Данный вид запуска нужен, когда электроагрегат используется в качестве автоматического резервного источника. Наличие автостарта означает, что при пропадании напряжения в сети система автоматики сама запустит электроагрегат, а затем, при появлении сети, выключит электроагрегат. Для бензинового электроагрегата мощностью 5-6 кВА стоимость системы автоматики, состоящей из панели управления и панели переключения нагрузки (автомата включения резерва, АВР), увеличит его стоимость примерно на 40-60%, а для больших дизельных электроагрегатов - на 3-10%.
Далее нужно определиться, в каком исполнении должен быть электроагрегат и где он будет установлен. Стационарные электроагрегаты имеют три основных варианта исполнения:
- открытое исполнение — только для работы внутри помещения, имеющего специальный фундамент, систему вентиляции (необходимы специальные отверстия в стенах с жалюзи) и систему отвода выхлопных газов.
- исполнение во всепогодном шумозащитном кожухе — используется внутри помещения, когда к электроагрегату предъявляются требования по уровню шума или для использования электроагрегата на улице. Качественный кожух заводского изготовления позволяет снизить уровень шума до 57-75 dB(A) на расстоянии 7м (в зависимости от мощности электроагрегата и производителя). Также по заказу могут изготавливаться кожухи до 45-55 dB(A). Требования к установке электроагрегата с кожухом в помещении те же, что и для открытых электроагрегатов.
- исполнение в специально оборудованном всепогодном шумозащитном контейнере — используется для использования электроагрегата на улице. Качественный контейнер заводского изготовления позволяет снизить уровень шума до 60-75 dB(A) на расстоянии 7м (в зависимости от мощности электроагрегата и производителя). Также по заказу могут изготавливаться контейнеры до 45-55 dB(A).
Ну и теперь по опциям (это, в основном, касается стационарных электроагрегатов).
Прежде, чем вы начнёте сравнивать цены на электроагрегаты разных поставщиков, необходимо запросить у продавца и изучить стандартную комплектацию электроагрегатов. Разные производители выпускают электроагрегаты в различных стандартных комплектациях. Одни по умолчанию устанавливают компьютеризированную контрольную панель, а другие устанавливают лишь аналоговые приборы. Одни производители устанавливают по умолчанию подогрев охлаждающей жидкости, а другие - за доплату. Одни устанавливают по умолчанию ручной насос для смены масла, а другие - за доплату. Одни устанавливают по умолчанию 4-фазную термо-магнитную защиту, а другие только термо-реле или вообще никакой защиты. Некоторые производители выпускают вообще "голые" электроагрегаты (даже без аккумулятора и глушителя), чтобы уменьшить первоначальную стоимость, а за всё, что вам требуется нужно будет доплачивать и итоговая стоимость окажется намного выше, чем у конкурентов.
Итак, наиболее важные опции:
1) системы автоматики:
- цифровая автоматическая панель управления - для создания автоматической системы управления электроагрегатом;
- цифровая автоматическая панель управления для параллельной работы - для создания автоматической системы управления несколькими электроагрегатами, работающими совместно на одну нагрузку (при уменьшении нагрузки лишние электроагрегаты автоматически выключаются, а при увеличении нагрузки нужное количество электроагрегатов автоматически запускаются);
- автоматическое включение резерва (АВР, ATS, LTS) - моторизованный переключатель для системы автоматики, по команде с панели управления переключает нагрузку с сети на электроагрегат и обратно;
- автоматическое зарядное устройство для аккумулятора - необходимо при покупке системы автоматики (часто идёт в комплекте с автоматической панелью управления).
2) системы защиты (обязательна одна из защит, расположены по возрастанию уровня защиты и цены):
- термо-реле - наиболее дешёвая релейная защита электроагрегата;
- 3-фазный термо-магнитный прерыватель цепи;
- 4-фазный термо-магнитный прерыватель цепи (3 фазы + нейтраль).
3) системы подогрева:
- подогрев охлаждающей жидкости - необходим в холодном и даже в умеренном климате, желателен даже при установке электроагрегата в отапливаемом помещении (позволит быстрее принять полную нагрузку);
- подогрев масла в картере двигателя - необходим в холодном климате при расположении электроагрегата на улице;
- подогрев топливного бака - желателен в холодном климате при расположении электроагрегата на улице;
- подогрев обмоток генератора противоконденсатный - желателен в холодном климате при расположении электроагрегата на улице;
- подогрев панели управления - необходим в холодном климате, если цифровая панель управления находится на электроагрегате или на шкафу АВР на улице (при температуре ниже -20°С жидкокристаллический экран может замёрзнуть);
- подогрев аккумуляторной батареи - желателен в холодном климате при расположении электроагрегата на улице.
Здесь следует заметить, что электроагрегат может взять на себя нагрузку практически сразу после запуска (через 10-15 секунд, в зависимости от настроек панели управления) не прогревшись и не имея системы подогрева. Но, чем ниже температура воздуха и чем больше принимаемая нагрузка на холодный двигатель, тем меньше будет срок его службы.
4) мобильность
автомобильный прицеп (трейлер) - понадобится, если вам нужен мобильный электроагрегат. Стоит заметить, что прицепы бывают разные:
- low speed trailer (тихоходный прицеп, скорость передвижения до 30-40 км/час) - самый простой прицеп - это сваренная стальная рама с прикреплённой осью с колёсами, без амортизаторов и с прицепным устройством. Бывают варианты с одной или двумя осями (в зависимости от веса электроагрегата), с тормозной системой или без неё, с жёсткой или гибкой сцепкой. Гибкая сцепка (смотрите фото) позволяет подсоединить прицеп к автомобильному прицепному устройству любой высоты, как к грузовому, так и к легковому автомобилю;
- high speed trailer, road trailer (дорожный прицеп, скорость передвижения выше 40 км/час) - современный автомобильный прицеп с амортизаторами и с тормозной системой. Бывают варианты с одной или двумя осями (в зависимости от веса электроагрегата), с жёсткой или гибкой сцепкой. Знайте, даже у одного производителя хороший дорожный прицеп может быть дороже самого дешёвого тихоходного прицепа в 4-5 раз!
5) удобство пользования:
- увеличенный встроенный топливный бак - по необходимости;
- дополнительный внешний топливный бак - по необходимости. Для данной опции следует дополнительно предусмотреть трёхходовой кран для переключения между баками, ручной или автоматический насос для перекачки топлива из внешнего бака;
- ручной или электрический насос для смены масла;
- топливный фильтр с возможностью отделения и слива воды;
- устройство для слива воды из топливного бака;
- пульт дистанционного управления - выносной проводной пульт управления;
- модемы для подключения электроагрегата к компьютеру через порты USB, RS232, RS485 или GPRS/GSM для дистанционного контроля и управления;
- система оповещения о пожаре в контейнере;
- автономная система пожаротушения в контейнере;
- автоматически открываемые и закрываемые жалюзи для контейнера или для помещения, где будет установлен электроагрегат. Для сохранения тепла в помещении (контейнере) жалюзи закрыты, когда электроагрегат не работает, и автоматически открываются, когда электроагрегат запускается;
- освещение и отопление в контейнере.
В зависимости от производителя список опций может быть значительно расширен.
6. Качество сборки и место производства
Немаловажно, где и как собирается электроагрегат. Опыт подсказывает, что для качественного электроагрегата нужны не только двигатели известных марок, но и культура производства, соответствующее оборудование, квалифицированный персонал.
Основные мировые производители двигателей для дизельных электроагрегатов – MTU, Cummins, Perkins, Volvo, Deutz и другие, разрешают лицензионную сборку в других странах, в частности, в Китае. Обычно для сборки по лицензии предлагаются устаревшие модели двигателей. То же справедливо и для производителей генераторов.
Вы удивитесь, если узнаете, с какой легкостью китайские производители нарушают лицензионные соглашения, да и просто выпускают откровенные подделки под известными именами. Этим пользовались и пользуются различные дельцы. Маленький офис где-нибудь в Германии плюс китайская подделка под немецкой маркой – и мы уже имеем дело с немецким производителем электроагрегатов. Ну а китайцам, как вы понимаете, абсолютно всё равно, как будет называться конечный продукт.
Из этого следует вывод – погнавшись за дешевизной, вы, в лучшем случае, купите китайский контрафакт с известными марками двигателя и генератора. Но при этом вы никогда не сможете приобрести для него запасные части у оригинального производителя, так как по его учёту этот двигатель или генератор никогда не проходил.
Как будет работать контрафакт – кот в мешке. Обычно гарантия от производителя у таких электроагрегатов есть, но она небольшая, да иногда и по гарантии не удаётся доказать, что это гарантийный случай. А после окончания гарантии вы вообще останетесь без какой-либо технической поддержки.
Если вы приобретаете электроагрегат известного европейского производителя, то даже в случае, если продавец перестал работать с этим производителем или вообще прекратил своё существование, вы сможете обратиться на завод и получить необходимую техническую поддержку и запчасти. Известные европейские заводы дорожат своей репутацией, чего нельзя сказать о турецких или китайских производителях, для которых главное - продать электроагрегат, а сервис - дело вторичное.
Справедливости ради стоит сказать, что и в Китае есть производители, которые дорожат своей репутацией и выпускают электроагрегаты на основе двигателей и генераторов оригинального европейского, японского или американского производства, но цены на такие электроагрегаты лишь на 10-30% ниже европейских аналогов (только за счёт более дешёвой сборки). Такие заводы производят электроагрегаты или для внутреннего потребления или на экспорт в те же Америку или Японию. Поэтому к нам такие электроагрегаты завозятся редко, а чаще завозятся те, у которых норма прибыли может составить 50-70% и более.
Здесь полезно знать следующее. Если известный европейский производитель выпускает электроагрегаты с двигателями какой-либо марки, к примеру, Perkins или Deutz, то можно быть практически полностью уверенным в том, что первый двигатель был произведён в Великобритании, а второй - в Германии. С другой стороны, практически любой китайский завод может вам предложить два одинаковых электроагрегата и по обозначению, и по марке и модели двигателя (например, Cummins, Deutz, Perkins и т.д.), и по марке и модели генератора (например, Leroy Somer или Stamford), но с ценами, отличающимися друг от друга на 20-40 %. Разница в том, что более дорогой электроагрегат будет собран из оригинальных двигателя и генератора, а более дешёвый из двигателя и генератора, произведённых в Китае под известными марками. Стоит также заметить, что, например, те же двигатели Cummins в Китае официально производят несколько заводов и качество, как и цены, у разных производителей отличаются.
На сегодняшний день на рынке лучше всего себя зарекомендовали производители европейских стран: Франции, Испании, Великобритании, Италии, Бельгии и Германии у которых лучший ассортимент, сервис, соотношение цена/качество. Наиболее разумно остановить выбор на производителях, у которых производство электроагрегатов является основным направлением. Также нельзя не обратить внимание на то, что качество сборки даже на европейских заводах, к примеру, тех же испанских, итальянских или любых других, не одинаково высокое и порой сильно отличается от марки к марке. Как и в любой другой области, здесь есть образцовые компании и есть вечно догоняющие. Едва ли стоит всерьёз рассматривать японских производителей электроагрегатов. У японских компаний большие сроки поставки, закупать у них нужно большими партиями целыми контейнерами, так как груз идёт через море в контейнерах, что для нашей страны проблематично. К тому же, из-за постоянного роста японской йены, цены на японскую технику очень высокие. На нашем рынке встречаются небольшие электроагрегаты с японскими названиями, которые завозятся не из Японии, а из России, ОАЭ или Китая. В большинстве случаев это не японская техника, а китайская с японским названием. К тому же, в случае поломки настоящего японского электроагрегата, детали достать можно будет, в лучшем случае, только к двигателю, к синхронному генератору и прочей электрике вы ничего не найдёте.
7. Монтаж и подключение
Монтаж и подключение электроагрегата весьма непростая и специфическая задача, где ошибка или небрежность может обойтись достаточно дорого. Лучше, чтобы монтаж обеспечивала организация, у которой вы приобрели электроагрегат. Иначе потом будет трудно найти виноватых, ведь самое лучшее оборудование можно угробить непрофессиональным монтажом. По крайней мере, рекомендуем пригласить специалистов организации, несущей гарантийные обязательства, на шеф-монтаж (выдаются рекомендации по выполнению монтажа и контроль выполненного монтажа).
8. Гарантия и техническое обслуживание
Очень часто покупатели электроагрегатов неправильно понимают, что такое гарантия и при определённых условиях могут лишиться гарантийного обслуживания. Чтобы этого не произошло, следует выполнять несложные правила.
Главная часть электроагрегата, которая, с одной стороны, чаще всего подвержена поломкам, а с другой стороны, является палочкой-выручалочкой для продавца, если он не хочет выполнять гарантийные обязательства - это двигатель. К электроагрегату должна быть приложена инструкция производителя двигателя, в которой есть раздел "обслуживание" (как в инструкции к любому автомобилю), в которой указано, с какой периодичностью нужно проводить те или иные операции (замена масла, антифриза, очистка или замена фильтров, проверка зазоров и т.д.). Этот раздел нужно изучить очень внимательно! Если при покупке электроагрегата инструкции по экусплуатации двигателя не было, потребуйте от продавца график технического обслуживания с его подписью и печатью или ищите инструкцию на ваш двигатель в интернете. Потому что, в случае возникновения спорных вопросов в дальнейшем, вы не сможете доказать, что такой инструкции вам не давали.
Если, например, у вашего электроагрегата гарантия составляет 12 месяцев или 1000 часов работы (что наступит раньше), и он у вас перестал запускаться через 5 месяцев, проработав всего 50-60 часов, то это вовсе не значит, что вы получите бесплатное гарантийное обслуживание. Продавец может просто указать вам на вышеуказанный раздел инструкции, где сказано, например, что 1-я смена масла производится через 30-50 часов работы (в зависимости от марки и модели двигателя) или через 1,5-3 месяца (что наступит раньше), а последующие смены масла производятся через каждые 100-500 часов или через 6-12 месяцев (что наступит раньше). Причём, для двигателей некоторых производителей, эти сроки могут изменяться, в зависимости от качества топлива. Сами понимаете, что для нашего топлива периоды смены масла будут меньше. Даже, если электроагрегат у вас совсем не работал, масло нужно периодически менять (не реже 1 раза в 6-12 месяцев, в зависимости от производителя двигателя), так как масло контактирует с металлом и окислами металла, окисляется и теряет свои свойства.
Если ваш электроагрегат проработал 60 часов, а масло нужно было поменять через 50 часов - то вы можете лишиться гарантии. Если ваш электроагрегат проработал 30 часов за 5 месяцев, а масло нужно было поменять через 50 часов или через 3 месяца с момента продажи - то вы тоже можете лишиться гарантии, так как прошло уже 5 месяцев. Если вы заявите, что у вас в компании есть своя собственная техническая служба, которая обслуживает всю технику, которой у вашей компании десятки единиц, и у электроагрегата меняли масло по расписанию - то вы тоже можете лишиться гарантии, так как обслуживать электроагрегат в период гарантии могут лица, уполномоченные производителем двигателя (только двигатель) или производителем электроагрегата (дилер с правом сервисного обслуживания). То есть, принцип тот же, что и при продаже нового автомобиля, который в гарантийный период нужно обслуживать строго по графику ТО у сертифицированного дилера (желательно у продавца), чтобы не лишиться гарантии.
----
Выводы. При покупке электроагрегата вам нужно проверить:
1. В первую очередь обратите внимание на двигатель и генератор, как основные составные части установки. Здесь важны производитель, страна сборки и легальность производства.
2. Соответствие комплектации электроагрегата условиям его эксплуатации, а также качество и продуманность процесса монтажа.
Здесь на первый план выходит профессионализм выбранного вами поставщика электроагрегата. Например, если вы хотите использовать систему автоматики, т.е. автоматический запуск и остановку электроагрегата, вам обязательно понадобятся дополнительные опции, такие как предпусковой подогреватель антифриза и статическое зарядное устройство. Холодный запуск с приёмом существенной нагрузки двигатель, скорее всего, выдержит, но проработает после этого недолго – произойдет закоксовывание колец и в результате серьёзный ремонт неизбежен. В помещении, куда устанавливается электроагрегат, должна быть организована правильная система вентиляции для эффективного охлаждения установки во время работы.
Разумеется, в одной статье невозможно охватить все тонкости и особенности процесса выбора электроагрегата и его монтажа. Тем не менее, вышеприведенные советы помогут вам избежать наиболее типичных ошибок и сохранить немалые денежные средства.
Ну и не забывайте, что электроагрегат имеет двигатель внутреннего сгорания, который нужно обслуживать с определённой периодичностью, хотя бы в гарантийный период, чтобы не лишиться гарантии.
Если у вас возникли дополнительные вопросы, обращайтесь к нам и мы вам обязательно поможем.